Регистрация

Особняк Шихобаловых

Расположение: Самара, ул. Венцека, 55-57

Телефон: 8 (846) 332-50-08

Сайт: http://www.artmus.ru/

Описание:

Среди самарских деятелей имя Шихобаловых занимает, безусловно, значимое место. Павел Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы были просвещенными и активными деятелями самарской культуры рубежа ХIХ-ХХ века. С 1900-х годов ими была создана значительная, без каких-либо скидок на провинцию, коллекция работ выдающихся русских мастеров того времени, которая сегодня составляет ядро собрания русской живописи второй половины ХIХ века Самарского художественного музея. Коллекция Шихобаловых хранилась и экспонировалась в особняке на улице Венцека, 55 (в прошлом Заводской улице).

Особняк Шихобаловых, который благодаря скульптурным фигурам фасада более известен как «особняк с атлантами», является уникальным памятником самарской архитектуры рубежа ХIХ-ХХ веков. Архитектуру особняка отличает свойственное для российской провинции своеобразное включение элементов стиля модерн. Здание строилось между 1903-1905 годами. В постройке принимали участие самарские архитекторы А.А. Щербачев  и  Г.И. Машков.

В создании интерьера особняка предположительно могли принимать участие мастера, работавшие в мастерской знаменитого московского архитектора Ф.О. Шехтеля.

В купеческой Самаре каждый дом сочетал в себе жилые и общественные функции: нижний этаж представлял собой публичную зону, второй этаж был жилым. Особняк Шихобаловых имел аналогичное значение. На первом этаже были расположены торговые помещения. В правой части второго этажа также находилась контора. В остальной части второго этажа располагались жилые комнаты и парадная анфилада.

Вестибюльрасполагался на 1-ом этаже, с камином и закругляющейся парадной лестницей с прекрасной резьбой по дереву, напоминающей свободные крупные цветы подсолнуха и гроздья винограда. Над ней – декоративные маски, вызывающие ассоциации с шехтелевским особняком Морозова в Москве.

На 2-ом этаже начиналась парадная анфилада залов: кабинет хозяина с темно-бордовыми обоями и зеленым  мраморным камином строгих форм. Далее – большая гостиная со стенами желтого цвета, обрамленными темно-серым искусственным мрамором. Следующая комната – будуар Веры Лаврентьевны с темно-зелеными обоями в стиле шелкографии, лепным расписным потолком и накладными позолоченными декоративными тягами, прекрасным белым мраморным камином по центру, украшенным цветами и листьями лавра. Парадные помещения будет замыкать большая столовая с огромным камином из поливных керамических изразцов в русском стиле.

Хозяева особняка:

Павел Иванович Шихобалов (1870-1929) принадлежал к большому клану самарских купцов, выходцев из крестьян Симбирской губернии. Шихобаловы относились к тому поколению русских коллекционеров и меценатов, которые, не закончив никаких учебных заведений, самообразованием достигли очень многого. Они славились в Самаре не только богатством и предприимчивостью, но и благотворительностью, строили храмы, богадельни, больницы и школы. Жена Павла Ивановича Вера Лаврентьевна Шихобалова (1873-1967) была единомышленницей мужа. Одной из объединявших семью сил, был интерес к  культуре, путешествиям и искусству. С 1895 по 1912 год они объехали почти весь мир, совершив двенадцать путешествий по многим странам Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии.

Возможно, под впечатлением от увиденного в путешествиях у Шихобаловых родилась мысль о создании своей коллекции картин. Не могли не сыграть своей роли такие события как передача в дар городу Москве картинной галереи П.М. Третьяковым и основание в 1897 году художественного отдела при самарском Публичном музее. Шихобаловы обращаются к серьезному коллекционированию с начала 1900-х годов. Начиная собирательскую деятельность, Шихобаловы мечтали о создании художественного музея в родном городе. Поэтому принцип отбора работ был чрезвычайно строгим, на самом  высоком уровне.

Художники знали о цели создания коллекции самарского купца. Упоминание о собирательской деятельности Шихобалова содержится в письме М.В. Нестерова к его другу А.А. Турыгину от 27 марта 1916 года: «Вот ты на Союзе испытал тяжелые минуты – поколебалась твоя твердость, стал одолевать тебя враг рода человеческого – купить или не купить пейзаж Виноградова, …сотворил крестное знамение – оставил тебя лукавый, вернулся ты домой цел и невредим, без пейзажа… А бес стал приставать к самарскому купцу-мукомолу, и тот купец не выдержал – купил пейзаж, купил еще много разных картин в Питере, а приехал в Москву – забрался на Донскую и здесь был снова искушаем и купил у Нестерова  «Раба божьего» за 3000 рублей и увез его в Самару. Вот оно что, все это на твоем «философическом языке» называется сует, а  по-нашему – все это есть «жизнь» и  в ней все на потребу и мукомол самарский. Приедет он на Волгу да музей выстроит, да подарит его народу, и скажут мукомолу люди добрые спасибо, и враг будет посрамлен» (Нестеров М.В. Из писем. – Л., 1968. – С. 212-213.)»

Строительство главного здание усадьбы, особняка Павла Ивановича Шихобалова ("Дом с атлантами", как его принято называть в Самаре) велось с 1903 по 1905 годы по проекту Александра Александровича Щербачева. Известно, что Щербачев и Георгий Николаевич Мошков вели надзор за строительством. Авторство этого особняка является спорным. Существует некоторое сходство здания и его интерьеров с особняком Морозова в Москве, в Подсосенском преулке, построенного архитектором Чичаговым и реконструированного Врубелем и Шехтелем. Это предположение мы рассмотрим во второй части рассказа, когда речь пойдет об интерьере особняка.
Сложно с точностью определить стиль особняка, хотя, во многом из-за года постройки, его все же можно отнети к стилю модерн.
Еще в 1897-1898 годах через Санкт-Петербургское общество архитекторов был объявлен конкурс на проетирование особняка, итоги которого были опубликованы в 9-м нрмере журнала "Зодчий" за 1899 год. Комиссий конкурса решила, что конкурс неудачен, т.к. проходил в начале строительного сезона, хоть и отметила, что авторов ничего не смущало, кроме заданных размеров участка (Здание особняка стоит в ряду плотной уличной застройки).
В конкурсе приняли участия пять проектов по девизами: "Земская марка", "НВ", "Квадрат с диагоналями", "Волховъ" и "4 мая". Победил в конкурсе проект "Земская марка". Журнал "Зодчий" пишет о нем следующее:
"... Расположение чрезвычайно удобно и рационально, хотя немного широко. Главный вход красив. Парадные комнаты расположены в одноэтажном флигеле на улицу и имеют в высоту 8 аршин, - кабинет изолирован от других комнат и из енрге открыт вид двора. Не вполне достаточно освещены: столовая, лестница и коридор, хотя столовую вполне можно осветить и сверху.
Сзади расположен флигель в два этажа, в первом этаже которого помещена кухня, комнаты для прислуги и контора, а во втором жилые комнаты как-то: спальня, столовая, детская и т.п.; все помещения удобны, светлы и требуемых размеров. Как службы, так и лавка, скомпонованы очень хорошо.
Фасад, хотя немного и богат, но красив.
Вообще видно, что проект сработан талантливым и опытным человеком"
В конечном итоге не один из пяти проектов не был реализован, хотя можно найти некоторые сходства между этими проектами и существующим зданием.
Существует предположение, что Т-образный особняк построен не на свободном от строений участке, возможно даже имеет место реконструкция стоявшего на этом месте здания.

В советские годы особняк занимало НКВД, затем военый трибунал. В 1990 здание наконец-то было "отвоевано" и передано Самарскому Областному Художественному музею. В части здания располагались разные предприятия, в том числе и заводские цеха.

фотогалерея
карта
Яндекс карта: 
Главная страница Вернуться на предыдущую